|
ВВЕДЕНИЕ ЗА ЧТО БОРОТЬСЯ ИНВЕСТОРАМ? Ни для кого ни секрет, что инвестиции в Интернет являются приоритетными независимо от их формы и места. С определенной долей правдоподобности оценить рост прямых инвестиций в интернет-компании на сегодня можно ориентироваться только на порядок величин, при известном порядке роста инвестиций на 200-300% в год, то можно говорить о миллиардах долларов в год. Другая часть инвестиций в этот сектор экономики поступает от продажи акций компаний на фондовых биржах. В этом случае объемы привлекаемых средств могут составлять миллиарды долларов на одну компанию. Объем продаж через Интернет, по прогнозам на 2003 год, достигнут цифры 3,2 триллиона долларов. Если оценить объемы продукции продаваемой в России, в мировой доле, то мы получим, что на российские электронные продажи придется как минимум 8-10 миллиардов долларов. Очень интересно, кто и когда за оставшиеся 2-3 года (а проекты надо запустить быстро) инвестирует в России хотя бы 500 миллионов долларов в развитие этих проектов? А главное, в каких нишах нашего рынка только зарождающегося интернет- рынка? Понятно, что не все вложения принесут прибыль или хотя бы окупятся в ближайшем будущем, но сегодня инвесторы делят завтрашний рынок. Сегодняшние капиталовложения в Веб (приобретение компаний, занятых веб-разработками) имеют скорее стратегический характер. Чаще всего это инвестиции компаний, работающих в этой же области, с целью расширения своей рыночной доли. Есть ли и среди российских IT-компаний такие инвесторы? Если и есть, то их, очевидно, не так много (случаи вложения порядка 50-100 тысяч долларов единичны). Но такие инвесторы есть на Западе, и они уже стучатся в нашу дверь, создавая оффшорные компании по разработке ПО, открывая собственные представительства и скупая качественных разработчиков впрок. Есть и другие типы инвесторов, которые являются институциональными (то есть являются финансовыми компаниями или фондами), они, конечно, рассчитывают на существенный рост стоимости компаний, их капитализацию и продажу своей доли на рынке. Такие инвесторы тоже появляются в России. Например, компания ЮКОС вложила, высвободившиеся из нефтяного бизнеса, активы в интернет-бизнес на сумму порядка 10 миллионов долларов. ЧТО ВХОДИТ В СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ? С точки зрения компании, ее стоимость складывается из следующих компонентов: 1. стоимости основных средств (площади, оборудование, каналы связи и т.п.);С точки зрения потенциального инвестора (рассматриваем только прямые инвестиции в бизнес) или покупателя (ничем не отличается от инвестора, поскольку покупают чаще всего пакет акций компании, составляя часть для топ-менеджмента): 1. стоимости материальных активов (дисконтированная);В этих двух группах критериев явно видны различия, связанные с таким или иным пониманием бизнеса, и это, естественно, сказывается на результате оценки стоимости конкретного предприятия. Еще сложнее дело обстоит в случае оценки веб-проекта, которые начинался как некоммерческий и поддерживается группой независимых исполнителей и одиночки, но вышел на уровень приличного трафика и может быть предложен для продажи. В этом случае потенциальный инвестор/покупатель, вообще говоря, покупает "кота в мешке", поскольку любой контент-проект жив при наличие автора-движителя проекта и редко вырастает в самостоятельную бизнес-единицу (некоторые исключения типа Rambler.ru, Gazeta.ru не являются правилом на рынке). РЕАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ НА РЫНКЕ Попробуем оценить стоимость компании, занимающейся веб-строительством. Рассмотрим типичную веб-компанию (профессиональных компаний со штатом 10 человек на российском рынке не менее полусотни), действующую на рынке не менее года. Оценку стоимости московских компаний не рассматриваем из-за иных экономических условий и цен. Итак, компания из 10 человек, работает на рынке 1 год, имеет стандартный набор услуг – разработка веб-сайта "под ключ", имеет портфель из 10 выполненных коммерческих проектов. Оценим ее с точки зрения покупателя. 1. Стоимость материальных активов. 11 рабочих мест по цене 1000 долларов за место (выделенный сервер локальной сети) – итого 11000 долларов. Два сканера, два принтера, цифровой фотоаппарат и прочее вспомогательное оборудование на общую сумму 3000 долларов. Вложения в оборудование офиса (не считая аренду) – 2000 долларов. Оборудование для доступа в Интернет (выделенная линия) – максимум 1000 долларов. 2. Cтоимость нематериальных активов. Стоимость торговой марки, если она защищена, может быть равна стоимости патентного поиска, стоимости оформления заявки плюс все затраты на фирменный стиль и представительскую продукцию – максимум 2000 долларов. Стоимость менеджмента (качество менеджмента). Здесь оценка может быть исключительно косвенной, поскольку "купить" хорошего менеджера на рынке достаточно сложно (даже за большие деньги), можно было бы подсчитать, во сколько обходится подготовить такого менеджера – год тренинга без "отдачи" 5000-7000 долларов. Компании из 10 человек нужно 3 таких менеджера – то есть 15000 долларов по минимуму. Технология управления проектами. Это самый сложный пункт оценки, поскольку почти никто не представляет себе, что это такое в применение к веб-проектам. Действительный способ оценить – провести "пробный заказ" на сумму 10-15 тысяч долларов, и тогда можно сказать есть в компании технология или ее нет. Есть оценка что постановка технологии стоит не менее 10-20 тысяч долларов (чаще всего необходимо ставить полную систему документооборота, плюс система коллективной работы и еще несколько плюсов). Готовых решений на эту тему практически нет, особенно для таких маленьких коллективов. 3. Рыночная доля компании. Этот параметр можно оценить следующим образом. Допустим, на рынке работают 10 предприятий такого масштаба и они занимают 50% рынка (это – самые крупные компании). Соответственно, условная доля компании на рынке составляет 5%. Для более точной оценки необходимо сравнить оборот предприятия и совокупный оборот рынка. Для поддержки минимальной рентабельности фирма должна иметь месячный оборот не менее 6-7 тысяч долларов – это и будет нижняя оценка оборота (72-84 тысяч долларов в год). Верхняя оценка зависит от емкости рынка: если она существенно выше 450-500 тысяч долларов, это означает, что эксперты должны внести поправку на скрытый оборот и скорректировать долю рынка компании. Вес было бы просто, если бы были известны две вещи: точные обороты компаний и структура продаж за период 1-2 года. В отсутствии этих данных такие оценки практически не влияют на стоимость компании, поскольку они не корректны, с одной стороны, и, с другой стороны, определить в интернет-бизнесе "территориальную" составляющую доли рынка (не оценивать же долю на российском рынке!) практически невозможно. 4. Динамика роста компании за последние 2-3 года. Эти данные также сложно оценить, поскольку нет истории компании на рынке (в силу закрытости баланса, или, точнее, его не соответствии реальным оборотам). В этом случае, а такие случаи постоянны на нашем рынке, инвестору ничего не остается, как обратиться к портфелю выполненных работ и по своей шкале цен получить стоимость выполненных проектов за необходимый период. Однако и здесь его поджидает сюрприз, в виде полного отсутствия рынка веб-проектов как такового – мало кто сможет внятно объяснить, почему стоимость проекта именно такова. 5. Клиентская база, наличие ниши на рынке, долгосрочные клиенты. Клиентская база (в основном – перспективные клиенты, а не только выполненные работы) – это также достаточно сложный для оценки актив. Компаниям, которые собираются себя продавать, рекомендуется использовать технологию максимального оформления отношений с потенциальным клиентом, начиная с протоколов о намерении и заканчивая сделанными впрок дизайнами и логическим структурами. Инвестору же необходимо четко представлять рыночную нишу, в которой работала и работает компания, и уметь оценить предъявленную потенциальную клиентскую базу, с которой она собирается работать после получения инвестиций. 6. Наличие собственного ноу-хау и разработок. Этот пункт также сложно оценивать в стоимостном выражении, но тем не менее, необходима качественная экспертиза "заделов" компании и возможности использования этих заделов для получения стратегических преимуществ на рынке (появляется новая услуга) или создания нового рыночного продукта (что требует специального маркетингового анализа рынка). 7. Наличие бизнес-стратегии. Поскольку предыдущие четыре пункта не поддаются прямой оценке, то этот пункт становится критическим для понимания перспективности компании для инвестора. Чаще всего большинство руководителей веб-студий слабо представляют себе стратегию своей компании и, тем более, не могут сформулировать ее в понятных (и общепринятых) терминах, скажем, SWOT-анализа. Вопрос о развитии бизнеса не менее важен. Попросите у компании хотя бы бизнес-идею, записанную на трех страничках, и если вам (или вашим экспертам) будет понятна эта идея, запросите бизнес-план. Конечно, полный масштабный бизнес-план для инвестиций в компанию стоит денег (обычно 5-7% от стоимости проекта), поэтому вам его, скорее всего не получить. Может быть, в этой ситуации важнее не собственно бизнес-план по методике UNIDO, а то, как понимает топ-менеджер тенденции рынка, насколько владеет методикой и техникой стратегического маркетинга. ПИРАМИДА ОЦЕНКИ Чтобы систематизировать рассуждения, строим пирамиду, верхушка которой – материальные активы компании, поддающиеся достаточно точной оценке. Чем ближе к основанию пирамиды мы опускаемся, тем меньше определенности по стоимости и тем выше стоимость затрат инвестора на предварительную экспертизу проекта (или аудит компании).
Одним словом если говорить о привлекательности компании для инвестиций, то можно сформулировать ЗАКОН ИНВЕСТОРА НА РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТ-РЫНКЕ: "При стоимости материальных активов компании, предложенной вам для приобретения, N долларов стоимости экспертизы бизнеса компании может составитьN/5, а при наличии финансовых рисков, связанных с отсутсвием информации о компании по остальным уровням описания, стоимости экспертизы составят 10% от суммы инвестиций".
Исходя из этого закона, можно предложить, что многие инвесторы серьезно подумают перед тем, как исследовать сайты веб-студий, каким бы эффективным и "навороченным" они не представлялись.
Вся добавленная стоимость в пирамиде ниже первого уровня может не учитываться, если вы готовы рискнуть суммой 175 тысяч долларов при неясном исходе проекта. Если вы являетесь стратегическим инвестором, то вас это вероятно, устроит, но скорее всего, вам придется вложить деньги в экспертизу в соответствии с ЗАКОНОМ инвестора, то есть 35 тысяч долларов. Если же вы – финансовый инвестор, который рассчитывает на перепродажу части или всего бизнеса в дальнейшем с учетом минимального порога инвестиций (порога вхождения в бизнес) в 300-400 тысяч долларов, к затратам добавятся еще 10% от суммы инвестиций (в соответствии с ЗАКОНОМ), то есть как минимум 30 тысяч долларов. |